В психологии есть такой замечательный раздел, как психологическая теория деятельности, из которой мы узнаем ответ на самый волнующий вопрос современного человека, почему не все наши желания исполняются. Юные волшебники, сейчас будем приземляться на поверхность Земли))
Потребности человека
Источником активности человека и других живых существ являются потребности. Понятие потребности принадлежит к числу фундаментальнейших понятий биологии. Потребность - это состояние неудовлетворенности, которое испытывает живое существо в связи с нехваткой веществ, необходимых для продолжения его нормального существования.
Каждый человек испытывает нужду в определенных предметах и явлениях для продолжения своей жизнедеятельности!
Потребность имеет свой цикл. Она вызывает специфическую реакцию поискового поведения. Поиск завершается опредмечиванием потребности и удовлетворением последней. В противном случае организм возобновляет еще и еще раз поиск или не выживет.
Потребность всегда имеет предмет. После опредмечивания рождается мотив, через который потребность получает свою конкретизацию.
А сознание дает возможность человеку осознавать свои потребности и создавать предметы, необходимые для их удовлетворения.
Поэтому если возникает ощущение "чего-то хочу, а сам не знаю чего", первый шаг - это найти предмет: либо вспомнив его, либо сформировать после взаимодействия с чем-то новым! Потребность человека и соответственно предмет может сильно отличаться от общепринятых норм.
Что же тогда такое желание?
Желание — это осознанное влечение, отражающее потребность.
Приведу несколько жизненных примеров, чтобы стало понятнее.
Наше "искреннее" желание. Я хочу новую машину.
Естественная цепочка : процесс возникновения потребности (в новой машине), поиска предмета (машина BMW X5 306 л.с.), формирование мотива, исходя из потребности, определение направления деятельности, формирование целей, задач, реальные действия, потребность удовлетворена. Мне хорошо!
"Чужое" желание. Рома купил белую BMW, и мне надо. Сильная воля.
Неестественная цепочка: потребности нет, предмет есть, сформировался мотив, определилось направление деятельности, сформировались цели, задачи, последовали реальные действия (подкрепленные сильной волей человека), покупка BMW. Вроде хорошо, но чувства удовлетворения от покупки нет. Скорее здесь удовлетворилась только потребность в признании.
"Чужое" желание. Рома купил белую BMW, и мне наверно надо. Слабая воля.
Неестественная цепочка: потребности нет, предмет есть, сформировался мотив, определилось направление деятельности, сформировались цели, задачи, реальные действия минимальны или отсутствуют, BMW не купил, потребность не удовлетворена. Разочарование в себе (как правило). Оправдание своего бездействия (я уже старый/ больной/ если бы мне зарплату прибавили/ если бы государство, тогда бы я может и смог и т.д.). В данной ситуации проблема не в бездействии и не в слабой воле, а в том, что потребности иметь белую BMW нет.
Есть еще один интересный механизм - сдвига мотива на цель. В процессе работы, сама работа начинает нравится. В процессе достижения цели, появляется потребность в ней. Такое тоже бывает,но не всегда.
Поэтому самый легкий и действенный способ - научиться распознавать и удовлетворять свои личные потребности.
За деятельностью всегда лежит потребность. Всегда!
Систематическое неудовлетворение своих потребностей ведет к апатии и депрессивным состояниям.
А если я не знаю своих потребностей и не чувствую никакого влечения?
Я думаю, Вы догадываетесь, что процесс распознавания потребностей и поиска предмета формируется на этапах взросления. Есть два достаточно сильных фактора, которые могут помешать этому процессу:
- Гиперопекающие родители, которые постоянно предугадывали все потребности ребенка и сами же их удовлетворяли. Ребенку постоянно говорят, что он должен хотеть. Мама лучше знает! Вырастают зависимые люди, которым проще прятаться за чужие потребности, чем реализовывать свои. Про свои они совершенно ничего не знают, а если и знают, нет понимания как действовать и как отстаивать свою позицию. Воля сильно подавлена.
- Отвергающие. Родители заняты собой и своими потребностями, ребенком пренебрегают. Ребенку приходится делать много избыточных действий, "сильно подпрыгивать", чтобы получить хоть кроху внимания, заботы и любви (базовые потребности ребенка). Сильная воля, но во взрослом возрасте, человек обесценивает свои потребности, ощущает их "плохими", "неправильными", стыдится их и тратит силы на удовлетворение потребностей партнера/ребенка и т. д.
Это случаи, когда стоит работать с травматизацией в детском возрасте со своим психологом-психотерапевтом.
Примеры полюсные, чаще, конечно, встречаются промежуточные варианты.А норма, как правило, посередине, когда родители ищут компромисс между детскими и своими потребностями, не обесценивая.
Если говорить о человеке условно "в норме" -
- первый шаг к себе, когда Вы чувствуете неудовлетворенность собственной жизнью, разбирать по пунктам где именно эта неудовлетворенность, в какой сфере: здоровье, любовь (секс), деньги, работа, общение с людьми.
- Честно искать и формировать свой реальный! образ, который нравится (без преувеличения). Если одна из сфер жизни на "2-3", поднимать не до 10, а хотя бы до "4-5" за один цикл.
- Продумывать конкретные действия для реализации.
Из мыслей "мне плохо, не устраивает" - переходим к мыслям "что конкретно нужно сделать, чтобы устраивало и нравилось".
Виды потребностей
Расскажу еще немного о том, какие бывают потребности для того, чтобы понимать, что не только деньгами, домами и машинами мы сыты.
Потребности:- врожденные, присущие человеку как виду;
- приобретенные зависят от жизненного опыта, среды обитания;
- естественные потребности человека имеют социальный характер;
- духовные потребности (важнейшая - потребность в человеческом обществе);
- потребности в познании окружающего мира, других людей и самого себя;
- потребность в труде, высшее проявление - потребность в творческом труде;
- детские потребности в зависимости (потребность в материнском уходе, пище, защите, любви, безопасности);
Пирамида Маслоу
Пирамида психолога Абрахама Маслоу - иерархическая модель потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога. Пирамида отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, приоритет которых может меняться, особенно в зависимости от возраста и социальной среды. Однако, если исходить из точки зрения эффективности выживания личности, все потребности можно разделить на пять основных категорий:
Чтобы наши желания исполнялись, они должны стоять на прочном фундаменте потребности, мотива, цели и деятельности. Чего я Вам и желаю!
С заботой, Татьяна Малышева.